Интуитивное мышление - священный дар, рациональное мышление - верный слуга. Мы создали мир, который чтит слугу, но позабыл о даре.
Альберт Эйнштейн
Старая сказка
Есть такая традиционная буддийская притча о несравненной статуе, которая была потеряна, а потом забыта. Поколение за поколением, она все глубже скрывалась под мусором и обломками. Никто даже не подозревал, что нечто важное лежит прямо у них под ногами. В конце концов, нашелся ясновидящий, который сказал: «Если будете копать здесь, а потом приведете в порядок то, что найдете, вам откроется нечто бесценное». Да вот только кто бы следовал таким советам?
Наш разделенный мозг
В своей замечательной книге «Господин и его эмиссар» психолог-невролог Иэйн МакГилкрист приводит изобилие научных фактов, поддерживающих его точку зрения о том, что две противоположные реальности имеют свою основу в биполушарной структуре человеческого мозга.
Хотя каждое полушарие имеет свою специализацию, ни одно из них не функционирует как «независимый мозг». Они объединяют свою деятельность, чтобы обеспечить двигательную активность, умственные процессы, поведенческие реакции, которые превышают и даже вовсе отличаются от их индивидуального вклада. Исследования мозга с помощью функциональных ЯМР-сканеров, которые сейчас стали обыденным делом, позволили установить функциональные воздействия на мозг всех видов ударов и повреждений, и наблюдать за совместной деятельностью обоих полушарий, как если бы это был состоящий из двух частей процессор.
В своей основе правое полушарие – «немое», управляющее ориентацией в пространстве, именно оно задействуется в методе гештальт-терапии. Левое полушарие – вербальное, логико-аналитическое, оно также управляет ориентацией во времени. Таким образом, правое полушарие отвечает за изображение, а левое – за слова и концепции. Разделение функций дает всевозможные преимущества, а вот их соединение рождает уязвимость. Когда речь идет о такой сложной и запутанной системе как человеческая умственная деятельность, гармония легко может быть потеряна.
МакГилкрист предполагает, что эволюционные отношения между правым и левым полушариями похожи на сказку о мудром благочестивом правителе, который бескорыстно управлял маленьким королевством. Видя, что в одиночку ему не под силу уследить за всеми чиновниками в отдаленных уголках его государства, правитель поручил это своему самому толковому эмиссару. Однако через некоторое время амбициозный эмиссар стал ставить во главу угла в основном личные цели. Постепенно ему удалось сосредоточить в своих руках достаточную власть, для того, чтобы обмануть народ и заключить правителя в тюрьму. Итогом деятельности эмиссара стала тирания, которая привела королевство к полному краху.
Оба полушария нашего мозга имеют длинную историю плодотворной совместной эволюции в течение всей двухсоттысячелетней истории современных людей. Экспрессивное правое полушарие приспособилось к восприятию социальных и эмоциональных звуковых сигналов, например речи и музыки, освоило все тонкости отношений и общей обработки информации. Самый главный навык левого полушария – это лингвистическое сознание (отображение жизни в словах), математика и моторный контроль над доминантной рукой (а отсюда и формирование всех этих сложнейших инструментов для осуществления таких функций). Это прирожденный сильный соперник, который всегда объясняет свою точку зрения. И он считает, что «доминантное» полушарие заслуживает того, чтобы говорить за двоих. Когда речь идет о культурной эволюции человека, то надо признать, что и здесь на протяжении последних нескольких тысяч лет, левое полушарие восседает в водительском кресле и управляет процессом.
Силовая борьба между полушариями, нашла свое отражение в истории Европы, ведомой индустриальной революцией, которая стала полным триумфом левого полушария с его вербальным мышлением, расчетом и технологиями. Сейчас мы живем в мире, построенном левым полушарием, согласно его собственной механистической модели. Его увлеченность манипуляциями, соревнованием и присвоение себе права контроля над жизненными процессами стало установленной практикой. Правое полушарие, ответственное за взаимоотношения и сопереживание и обладающее более широким и прямолинейным видением, подверглось изоляции.
Двадцатый век может быть осмыслен как попытка левого полушария построить планетарную империю на основе неустойчивого индустриального роста экономики, которая управляется посредством нефти, рекламы и желания потреблять. Не в этом ли кроется фундаментальная причина того, что мы оказались в ситуации «идеального шторма», образованного экологическим, социальным и экономическим кризисом?
Природа Будды в империи левого полушария
Разницу между двумя полушариями мозга можно осмелиться сравнить с проведением различия в азиатской духовной традиции между малым и большим «я». Хотя ранний буддизм отвергает, то, что существует нечто, что может быть признано как «я», Учение Махаяны о природе Будды проводит различие между нашим обыденным ограниченным эгоистичным восприятием «я» и нашей подлинной природой. Эго-«я» характеризуется прежде всего тем, что Эйнштейн называл «оптической иллюзией разделенности». Оно может быть очень быстро увлечено соревнованиями и манипуляциями. Но, если, как отмечает нейропсихолог Дэн Сигел, понимание своего «я» достаточно широко, для того чтобы иметь множественную идентичность, то тогда человек понимает, что « я – это больше, чем я… я связан с тобой… я – один из вас».
Потерянная бесценная статуя в начале нашей истории символизирует природу Будды, наш неотъемлемый потенциал к самоосвобождению. И хотя наша истинная природа скрыта под слоями психологических иллюзий и условных рефлексов, на протяжении веков она исследуется посредством медитации, пребывания в осознанности и других связанных дисциплин. А недавние изыскания в области работы мозга помогают нам понимать, как это работает.
Приспосабливаемость мозга и интеграция
Это факт, говорит Сигел, что мышление может изменять структуру мозга. Когда вы учите людей осознанно фокусировать внимание, вы не только изменяете функцию мозга, вы меняете его структуру. Это феномен нейропластичности. Другими словами, когда вы медитируете, мозг самостоятельно «переустанавливается».
Неврологическая интеграция в нашем мозге – это взаимосвязь между различными частями, которая оказывает воздействие на функциональные отношения между левым и правым полушарием. Социальные взаимоотношения, которые почитают различия наряду с налаживанием взаимосвязей, также вынуждают наш мозг становится все более интегрированным, что на внешнем уровне проявляется как гармония, тогда как неинтегрированное состояние характеризуется хаосом и жесткостью.
Мы – окружающая среда
Эти новые открытия имеют огромный смысл для психологии и для всех, кто идет по пути личной трансформации. Это несомненно актуально также и для изменений в обществе в целом, а такие изменения необходимы, если цивилизация хочет выжить в эпоху глобального экологического кризиса. Сегодня каждый человек в нашем обществе должен осознать, что его истинное «я» включает в себя весь мир, населенный живыми существами, всю биосферу Земли. Это сопереживание, основанное на целостном мировоззрении, становится жизненно необходимым. Не бывает нормальных здоровых людей на больной планете. Как отмечает мастер дзен Тик Нат Хан: «Мы говорим об окружающей среде, как будто это нечто отличное от нас, но ведь мы сами и есть окружающая среда. Животные, птицы, деревья, реки и горы – это все наша окружающая среда, а мы, в свою очередь, являемся окружающей средой для них. Мы – это окружающая среда».
Джон Стэнли и Дэвид Лой – участники проекта «Экобуддизм»
Источник: The Huffington Post
Перевод: buddhismrevival.ru